|
Рубрика «Экологическая педагогика» ЭТИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ «ПРИПЕНДЫЧКИ» Таким необычным заковыристым словом «припендычки», в редакции журнала «Педагогическая техника», по словам Андрея Остапенко, доктора педагогических наук и главного редактора журнала, называют приёмы обучения, воспитания, взаимодействия. Это ничто иное, как приёмы педагогического мастерства, искусство педагогической импровизации: педагогические изюминки, находки, фишки. А вот на языке педагогической технологии приемы называют более строго – «технологические микроструктуры». Приём – это конкретное, часто элементарное действие учителя и служит достижению частной цели. Иногда за один урок опытные учителя могут показать 20-30 приёмов, а за годы труда у опытного педагога их накапливается до 200 и более. Существует утверждение, что учителю в повседневной практике нужны не столько методы, сколько приёмы, с помощью которых эти методы будут осуществляться. Приём это способ педагогических действий в определенных условиях. Один из таких приёмов – мнемоника, то есть искусство запоминания, а точнее это совокупность приемов, имеющих целью облегчить запоминание. Вспоминаю, как учительница русского языка, обнаружив, что далеко не все ученики в классе запомнили глухие и звонкие согласные, обратилась к ним с вопросом, знают ли они, что все глухие согласные собраны в одной фразе? И написала её на доске: «Степка, хочешь щец? Фи!» (Здесь кроме вопроса к Степке звучит и его ответ «Фи!», то есть «не хочу»). – Если зачеркнуть все гласные, продолжала учительница, то останутся одни глухие согласные: с,т,п,к,х,ч,ш,щ,ц,ф. – А есть ли такое предложение (теперь уже дети спросили своего педагога), где собраны все звонкие согласные? Ответ не заставил себя ждать. – Есть, записываем: «Везде было много ржи», то есть той, что растет в поле. Зачеркнем все гласные, и останутся все звонкие согласные: в,з,д,б,л.м,н,г,р,ж. Как бывшая участница этого маленького эксперимента середины XX века, могу сказать, что глухие и звонкие согласные при такой необычной подаче в памяти остаются навсегда. Другой пример из практики работы учителя географии. Когда ученики не могли запомнить и путались с названием самых крупных рек в России, он попросил их запомнить короткое слово «ОВАЛ», в нем собраны эти реки: Обь, Волга, Амур, Лена. И трудность, с которой столкнулись дети, исчезла. А кто из нас, бывших школьников, не помнит «знаменитое» из математики «Биссектриса – это крыса…», а из физики «Каждый охотник желает знать….». Думаю, что читающий эти строчки уже вспомнил, какими словами заканчиваются фразы с многоточием и с какими понятиями и явлениями они связаны. Комплексы приёмов, накопленных отдельными педагогами, выстраиваются иногда в целостные образования, которые превосходят привычные границы отдельного педагогического опыта. Их тогда называют «авторскими методиками». Это так называемые целостные методики педагогов-новаторов (методика В. Шаталова, методика С.Лысенковой, методика Ш. Амонашвили). У Шалвы Александровича Амонашвили в педагогическом арсенале десятки разнообразных приемов, он называл их «внутренние и внешние стимулы учения». Он часто использовал прием «Минута самовнушения», взяв его из педагогики Вальдорфской школы Германии. Там моменты медитации на уроке используются часто, если не сказать, что всегда. Медитация в переводе с латинского языка означает: «размышляю, раздумываю». А в научной литературе медитация определяется как умственное, сердечное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности. В педагогическом процессе – это момент самовнушения школьников: – Я могу писать красиво, без ошибок. Рука моя, помоги мне, пиши красиво! – Я решу эту задачу, ну и пусть она сложная, я люблю сложные задачи. – Я умею быть догадливым, сосредоточенным. – Я могу…. Мой день пройдет хорошо… Элементы самовнушения усиливают уверенность детей в успехе, освобождают их от лишней нервозности. Проводится медитация с младшими школьниками утром, перед началом занятий. Когда-то великий А.В.Дистервег, будучи учителем, на уроке закрывал ставни, затемнял комнату, а потом начинал давать своим детям (ученикам) математические задачи и примеры. Он делал это с целью, чтобы развить у учеников мышление без опоры на наглядность, развить умение совершать математические преобразования в своём воображении, в уме. Беседа с учителем, велась в темноте, без доски и мела. В наше время Ш.А. Амонашвили этот прием преобразовал в прием «Опустите головы». В классе для детей-шестилеток педагог сначала использовал его как способ предупреждения утомляемости и организации минутного отдыха путем расслабления. Дети сидели с опущенными на парту головами. Включалась музыка. Давал слушать отрывки из сказок. Здоровьесберегающий режим, как сказали бы мы сейчас на языке современных педагогических технологий. Конечно, пользовался этим приемом он не всегда и не на каждом занятии. Учебный материал требует уже другой организации, и педагог переводил этот приём в плоскость дидактики: «Опустите головы, закройте глаза, внимательно слушайте. Я задумал число…Прибавил 9. Получил 12. Какое я задумал число? Покажите пальчиками ответ…». Если это конец занятия, то при использовании этого приёма учитель предлагал детям подумать, чему они научились, а после паузы спрашивал ответ. Мнемоника, приёмы активного и развивающего повторения на уроке, приёмы необычной подачи домашних заданий, приемы условных дидактических ролей учащихся на уроке, приемы, направленные на создание и развитие взаимопонимания и доверия… Число приёмов безмерно, оно может увеличиваться бесконечно в зависимости от новых целей, нового содержания, творческих усилий педагога. Дело не в количестве и не в новизне приемов, а в их системности, в желании педагога искать, создавать, использовать эти замечательные «припендычки». Т.В.Яловец, к.п.н, доцент кафедры психологии, педагогики и современных педагогических технологий Данная статья будет опубликована в декабрьском номере городской педагогической газете «Ступени» |