На главную

 

Консультации

 

Новости

 

Курсы

 

Инновационные

проекты

 

 

Поделись идеей!

 

 

НИР

 

 

 

 

Рубрика «Экологическая педагогика»

 

ЭТИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ «ПРИПЕНДЫЧКИ»

 

Таким необычным заковыристым словом «припендычки», в редакции журнала «Педагогическая техника», по словам Андрея Остапенко, доктора педагогических наук и главного редактора журнала, называют приёмы обучения, воспитания, взаимодействия. Это ничто иное, как приёмы педагогического мастерства, искусство педагогической импровизации: педагогические изюминки, находки, фишки. А вот на языке педагогической технологии приемы называют более строго – «технологические микроструктуры».

Приём – это конкретное, часто элементарное действие учителя и служит достижению частной цели. Иногда за один урок опытные учителя могут показать 20-30 приёмов, а за годы труда у опытного педагога их накапливается до 200 и более.

Существует утверждение, что учителю в повседневной практике нужны не столько методы, сколько приёмы, с помощью которых эти методы будут осуществляться. Приём это способ педагогических действий в определенных условиях. Один из таких приёмов – мнемоника, то есть искусство запоминания, а точнее это совокупность приемов, имеющих целью облегчить запоминание.  

Вспоминаю, как учительница русского языка, обнаружив, что далеко не все ученики в классе запомнили глухие и звонкие согласные, обратилась к ним с вопросом, знают ли они, что все глухие согласные собраны в одной фразе? И написала её на доске: «Степка, хочешь щец? Фи!» (Здесь кроме вопроса к Степке звучит и его ответ «Фи!», то есть «не хочу»).

– Если зачеркнуть все гласные, продолжала учительница, то останутся одни глухие согласные: с,т,п,к,х,ч,ш,щ,ц,ф.

– А есть ли такое предложение (теперь уже дети спросили своего педагога), где собраны все звонкие согласные? Ответ не заставил себя ждать.

 – Есть, записываем: «Везде было много ржи», то есть той, что растет в поле. Зачеркнем все гласные, и останутся все звонкие согласные: в,з,д,б,л.м,н,г,р,ж.

Как бывшая участница этого маленького эксперимента середины XX века, могу сказать, что глухие и звонкие согласные при такой необычной подаче в памяти остаются навсегда.

Другой пример из практики работы учителя географии. Когда ученики не могли запомнить и путались с названием самых крупных рек в России, он попросил их запомнить короткое слово «ОВАЛ», в нем собраны эти реки: Обь, Волга, Амур, Лена. И трудность, с которой столкнулись дети, исчезла. А кто из нас, бывших школьников, не помнит «знаменитое» из математики «Биссектриса – это крыса…», а из физики «Каждый охотник желает знать….». Думаю, что читающий эти строчки уже вспомнил, какими словами заканчиваются фразы с многоточием и с какими понятиями и явлениями они связаны.

Комплексы приёмов, накопленных отдельными педагогами, выстраиваются иногда в целостные образования, которые превосходят привычные границы отдельного педагогического опыта. Их тогда называют «авторскими методиками». Это так называемые целостные методики педагогов-новаторов (методика                  В. Шаталова, методика С.Лысенковой, методика Ш. Амонашвили).

У Шалвы Александровича Амонашвили в педагогическом арсенале десятки разнообразных приемов, он называл их «внутренние и внешние стимулы учения». Он часто использовал прием «Минута самовнушения», взяв его из педагогики Вальдорфской школы Германии. Там моменты медитации на уроке используются часто, если не сказать, что всегда.

Медитация в переводе с латинского языка означает: «размышляю, раздумываю». А в научной литературе медитация определяется как умственное, сердечное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности. В педагогическом процессе – это момент самовнушения школьников:

– Я могу писать красиво, без ошибок. Рука моя, помоги мне, пиши красиво!

– Я решу эту задачу, ну и пусть она сложная, я люблю сложные задачи.

– Я умею быть догадливым, сосредоточенным.

– Я могу…. Мой день пройдет хорошо…

Элементы самовнушения усиливают уверенность детей в успехе, освобождают их от лишней нервозности. Проводится медитация с младшими школьниками утром, перед началом занятий.

Когда-то великий А.В.Дистервег, будучи учителем, на уроке закрывал ставни, затемнял комнату, а потом начинал давать своим детям (ученикам) математические задачи и примеры. Он делал это с целью, чтобы развить у учеников мышление без опоры на наглядность, развить умение совершать математические преобразования в своём воображении, в уме. Беседа с учителем, велась в темноте, без доски и мела.

В наше время Ш.А. Амонашвили этот прием преобразовал в прием «Опустите головы». В классе для детей-шестилеток педагог сначала использовал его как способ предупреждения утомляемости и организации минутного отдыха путем расслабления. Дети сидели с опущенными на парту головами. Включалась музыка. Давал слушать отрывки из сказок. Здоровьесберегающий режим, как сказали бы мы сейчас на языке современных педагогических технологий. Конечно, пользовался этим приемом он не всегда и не на каждом занятии. Учебный материал требует уже другой организации, и педагог переводил этот приём в плоскость дидактики: «Опустите головы, закройте глаза, внимательно слушайте. Я задумал число…Прибавил 9. Получил 12. Какое я задумал число? Покажите пальчиками ответ…». Если это конец занятия, то при использовании этого приёма учитель предлагал детям подумать, чему они научились, а после паузы спрашивал ответ.

Мнемоника, приёмы активного и развивающего повторения на уроке, приёмы необычной подачи домашних заданий, приемы условных дидактических ролей учащихся на уроке, приемы, направленные на создание и развитие взаимопонимания и доверия… Число приёмов безмерно, оно может увеличиваться бесконечно в зависимости от новых целей, нового содержания, творческих усилий педагога. Дело не в количестве и не в новизне приемов, а в их системности, в желании педагога искать, создавать, использовать эти замечательные «припендычки».

Т.В.Яловец, к.п.н, доцент

кафедры психологии, педагогики

и современных педагогических технологий

 

Данная статья будет опубликована в декабрьском номере

городской педагогической газете «Ступени»

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz